Содержание раздела:

Глава 12. Полярность на физическом плане
Глава 13. Полярность внутри организма
Глава 14. Полярность внутри группы
Глава 15. Идеальный брак
Глава 16. Законы единения на каждом из планов
Глава 17. Эзотерическое учение о "душах-близнецах"

<< Предыдущий раздел | Следующий >>


 

Глава 12
ПОЛЯРНОСТЬ НА ФИЗИЧЕСКОМ ПЛАНЕ

 

Мы наделены физическими телами, в которых конфигурация органов воспроизведения определяет предназначенную нам роль в полярности жизни; мы рождаемся либо мужчинами, либо женщинами и должны безропотно подчиняться участи, предначертанной нам при зачатии, поскольку такие явления, как гермафродитизм и гомосексуализм считаются патологическими как эзотерической, так и экзотерической науками.

Сексуальная активность на Физическом Плане регулируется химическими процессами в эндокринных органах, то есть в железах внутренней секреции, выделяющих в кровь секреты, известные под названием гормонов, которые, циркулируя вместе с кровью по организму, стимулируют деятельность секреторных органов. Таким образом, сексуальное напряжение в организме человека повышается и понижается в зависимости от химического состава его крови, который постоянно колеблется в определенных пределах.

В качестве доказательства этого разработаны специальные диаграммы; доказано, что месячный цикл сексуальной активности женщины совпадает с уровнем содержания в ее крови солей кальция. У мужчин также существует определенный ритм нарастания и спада сексуального желания, который, однако, гораздо менее изучен, чем более очевидная периодичность цикла у женщин.

Некоторые популярные авторы объявили, что в этом открытии таится ключ к пониманию всей жизни, — эмоциональной, интеллектуальной и духовной. Утверждается даже, что человек — это всего лишь синтез гормонов, выделяемых железами внутренней секреции, и что любой духовный импульс, любой эмоциональный идеал можно выразить в виде формулы тех же солей кальция.

Все эти философы физиологического толка упустили, однако, из виду тот существенный факт, что на функции эндокринных желез оказывают огромное влияние эмоциональные состояния человека. Одна физиологическая школа заявляет, что вырабатывающие адреналин надпочечники регулируют сексуальную функцию человека; другая школа называет надпочечники боевыми органами, поскольку их секрет напрягает все ткани, приводя их в готовность к неистовому усилию и в случае ранения заставляет кровь легко свертываться. Известно также, что эти органы стимулируются к действию, когда их хозяин испытывает чувство ярости или страха.

Таким образом, очевидно, что экзотерическая наука доказывает экспериментально то, чему давно уже учит наука эзотерическая, — что функционирование физического организма управляется с Плана инстинктов и страстей. И если химический состав гормонов регулирует функции физических тканей, то сами эти железы управляются эмоциями.

В такой книге, как наша, нет нужды вдаваться в общеизвестные детали сексуальной психологии; сказанного довольно по крайней мере для того, чтобы обозначить точку, в которой соприкасаются экзотерическая и эзотерическая науки, и точкой этой является эндокринная система человека.

 

Глава 13
ПОЛЯРНОСТЬ ВНУТРИ ОРГАНИЗМА
 
 
 

В предыдущих главах были вкратце освещены явления полярности между противоположными по типу единицами, функционирующими на различных Планах. Однако эзотерической науке известен также и вторичный тип полярности, существующий внутри самого индивидуума.

Несколько тел или начал человека позитивны либо негативны относительно друг друга, причем более тонкие начала позитивны по отношению к началам грубым. Так, психическое тело, тело инстинктов и страстей, позитивно по отношению к негативному физическому телу, побуждает его к действию и определяет его состояние, разумеется, в рамках тех физических и химических законов, которые правят материальным Планом.

Каждое последующее в этом ряду тело управляется тем, которое находится над ним, и побуждается к действию лишь стимулом, исходящим от этого более тонкого тела. Точно так же само оно выступает в качестве регулятора и стимулятора по отношению к телу, находящемуся под ним в порядке проявления. Таким образом, оно позитивно по отношению к более плотной форме и негативно по отношению к одухотворяющей его тонкой субстанции.

Монада Седьмого Плана, или искра духовной жизни, есть изначальный детерминант всех семи тел, она дарует жизнь и индивидуализацию, без которых не существовало бы и самой единицы (Монады). Лучи Шестого Плана определяют ее тип; абстрактные качества Пятого Плана в совокупности с тем или иным типом луча определяют индивидуальную природу ее основных отличительных черт.

С Четвертого Плана начинается созидание личности посредством опыта, ибо именно на четвертом Плане — Плане Конкретного Разума — происходит зарождение памяти. Однако индивидуальность трех высших Планов полностью определяет изначальное направление пути эволюции. Какие бы изменения ни происходили в силу различных обстоятельств, индивидуальность всегда будет стремиться к возвращению на свой первоначальный путь продвижения, едва устраняется возникшее препятствие.

Воспоминания, собранные в конкретном разуме, определяют естественно эмоциональные реакции, проявляемые индивидуумом на Третьем Плане, а его чувства точно так же определяют цели его инстинктивной деятельности во Втором Плане, заставляя его стремиться к тому, что приятно, и избегать того, что неприятно.

Первый План, как мы видели, регулируется эмоциями, воздействующими на железы внутренней секреции и на импульсы, подаваемые нервной системе.

Подводя итог, можно сказать, что каждым телом правят законы его Плана, но его функции регулируются телом, принадлежащим Плану, расположенному непосредственно над его собственным Планом.

Так, поскольку физическое тело управляется телом психическим, то в случае каких-либо неполадок в управлении физическим механизмом нам следует воздействовать именно на это тело. Такого воздействия мы достигаем на Третьем Плане, являющимся Планом образного сознания, заставляя его сосредоточиваться на образах здоровья и безупречного функционирования всех органов.

Эти образы, если они возникают с достаточной ясностью и постоянством в образном сознании Третьего Плана, призовут к порядку тело Второго Плана и заставят его направить соответствующие импульсы в плотную телесную оболочку. Она же вернется к прежнему здоровью, как только ядовитые химические соединения, порожденные дисфункцией того или иного органа, изгоняются из организма, и если не произошло никаких органических изменений.

Этот процесс исцеления получил широкое распространение благодаря системе, известной под названием самовнушения. Наиболее тщательную разработку и далеко идущее применение дала этому методу Христианская Наука, в которой аспекты разума Пятого Плана побуждаются к сосредоточению на абстрактных принципах гармонии, вследствие чего контроль осуществляется именно с этого Плана.

Случаи истинного духовного исцеления, исходящего с Седьмого Плана, при котором Монада берет на себя управление всеми расположенными ниже телами и полностью определяет их состояние — в отличие от так называемого духовного целительства, основанного на религиозном самовнушении, — чрезвычайно редки.

При естественном порядке вещей в последовательном ряду форм постоянно осуществляется взаимный контроль, но человек, желающий возбудить силы какого-либо определенного тела до высокого потенциала, может воспользоваться этим целенаправленно.

Допустим, если человек, о котором идет речь, является творческой личностью, то он может в полном объеме задействовать потенциал своего астрального тела (ибо всякое творчество относится именно к Третьему Плану), привнеся в него свой интеллект в дополнение к воображению. При этом он обнаружит, что приложение конкретного разума к произведению, отчасти уже обретшему зримый образ, приведет к тому, что его эмоции сконцентрируются в художественной форме, иными словами, к той конкретизации, которой не было бы и в помине, если бы за эмоциональными силами Третьего Плана не пылал вдохновляющий творца огонь.

Точно так же и на Четвертом Плане, или Плане Конкретного Разума, для полного осознания значения обдумываемых фактов, он должен задействовать свою энергию абстрактного мышления. Абстрактное же мышление должно черпать свой стимул в самом духе.

Это взаимодействие между двумя формами человека, необходимое для творческой работы, то есть для конкретного проявления силы внутри индивидуума, предоставляющее в распоряжение этой силы материальную форму того или иного Плана — то ли писаное слово в ментальном Плане, то ли звук или цвет в Астрале — рассматривалось бы ученым-эзотеристом как непреходящий пример полярности, лежащей в основе всякой творческой деятельности.

Иногда, впрочем, можно повернуть этот поток вспять. Скажем, человек пожелает стимулировать ту или иную форму средствами низшего, а не высшего Плана. Так, он может заставить свой конкретный разум привести в состояние активности разум абстрактный.

В этом случае мы будем иметь дело с человеком, который ставит абстрактные принципы на службу частностям и требует, чтобы законы мироздания совпадали с его собственными представлениями о добре и зле. Такой тип на свой лад толкует идеи, высказанные людьми, намного превосходящими его по развитию, и затем преподносит их как подтверждение своих взглядов.

Такие люди односторонни, фанатичны, невосприимчивы к доводам разума и неспособны увидеть в вещах никакую другую сторону, кроме той, что предопределена ими заранее. Так природа низшего Плана ограничивает вдохновение при контакте с Планом высшим.

В равной степени люди, чьи эмоции побуждают их к интеллектуальному труду, склонны искать скорее доказательства своей правоты, чем стремиться к постижению истины, а там где эмоциями правит аппетит, а не рассудок, мы имеем дело с неуравновешенным, непостоянным, неистовым человеком, для которого «всего понемногу и ничего надолго», рабом своих эмоций, которому недостает ни движущей силы, ни разума, чтобы реализовать свои мечты.

Там, где инстинктами правят физические ощущения в большей степени, чем нежные чувства, которые лишь и могут воплотить их в форму человеческой любви, мы имеем дело со сластолюбцем, жестоким либо чувственным, в зависимости от того, в какую сторону направятся его страсти под воздействием эндокринных желез.

Алкоголь является одним из наиболее мощных факторов перемещения полярности тел. Поглощаемый физическим телом, он ускоряет жизненные процессы до тех пор, пока низшая форма не получает большей энергетической подпитки, чем тонкие тела, не становится в результате позитивной по отношению к ним и не обретает способность стимулировать их к творчеству. Однако с окончанием действия алкоголя наступает период «стоячей воды», когда поток жизненной силы приостанавливает свой бег, прежде чем повернет вспять, в свое привычное русло. Это лишь один из аспектов общеизвестной реакции на употребление алкоголя.

 

Глава 14
ПОЛЯРНОСТЬ ВНУТРИ ГРУППЫ
 

Современная наука лишь начинает понимать, что психология толпы состоит не из суммы характеров составляющих ее людей. Но эта истина с давних пор известна эзотерической науке, которая успешно использует ее в своей практике. Ритуал получает значительно больший энергетический заряд, когда фокусируется на группе и пробуждает силы группового разума.

Теория группового разума, будучи хорошо известной оккультистам, едва знакома психологам, которые никогда не вели исследований в этом направлении. Потому нам следует коротко осветить этот вопрос с тем, чтобы яснее представить его особую связь с темой нашей книги.

(Позвольте мне, однако, сказать для тех, кто уже знаком с эзотерическими концепциями в их экзотерической форме, что групповой разум — это не то же самое, что групповая душа.)

Определенная часть подсознательного разума не ограничена рамками личности. Когда некое количество людей сосредоточивает свое внимание на одном и том же объекте и испытывает в отношении этого объекта одно и то же чувство, как, скажем, когда внимание паствы сосредоточено на священнике — то ли с любовью и благоговением, то ли с негодованием и ненавистью — то свободно текущие частицы их подсознания стремятся собраться вместе и слиться в единое облако, которое осеняет всю группу (следует четко уяснить, что это чистая метафора).

Сформированный таким образом составной разум будет содержать лишь те идеи и чувства, которые направлены к данному объекту внимания. Эти идеи растворяются в его субстанции, находя таким образом путь в подсознательный разум всех людей, составляющих группу, и уже оттуда воздействуют на их сознательный разум. Потому такое огромное значение придается тщательному отбору членов любой из тесно сплоченных групп, ибо одна-единственная доминирующая личность способна сильно влиять на всех остальных.

Обретая достаточную степень организованности, групповой разум сливается с теми природными силами, которые ему больше всего сродни. Например, благотворительный групповой разум будет черпать духовные силы в воодушевляющей его вере, а патриотический групповой разум — в коллективной душе своего народа. Поэтому, хотя отдельные индивидуумы почувствуют, что при вовлечении в создание группового разума их собственная энергия как бы вытягивается из них, но зато когда этот разум уже создан, он сам, в свою очередь, становится для них источником энергии.

Конкретный пример поможет прояснить эту довольно сложную и необычную концепцию. Представим себе человека, выполняющего некую духовную миссию. Ценой огромных усилий ему удается собрать вокруг себя небольшую группу верующих. Но справившись с этой задачей, он обнаруживает, что его работа стала намного легче, и проповедует он с большей силой и убеждением, затрачивая меньше усилий, что его вдохновение обретает большую мощь и не столь хаотично. Любая дисгармония или безразличие внутри группы будет больно ранить его.

Любой религиозный проповедник подтвердит на основании собственного опыта, как тяжко общаться с безучастной, словно балласт, паствой, и какое вдохновение приносит восторг и энтузиазм слушателей. Видные деятели церкви отлично понимают, какая поддержка и мощный импульс исходит от группового разума, основанного на общем интересе и энтузиазме. Он, подобно маховому колесу, возносит людей над мертвой точкой собственных недостатков. Для этих людей групповая душа действует как мужская сила, побуждая их к творческой деятельности и оберегая от внешних воздействий и противоречий.

Если же речь идет о толпе, то здесь положение меняется на обратное, — групповая душа подпитывается ее энергией. Однако, черпая из людской массы жизненные силы, она как бы создает духовное всасывание, и свежие жизненные силы вливаются в людей из окружающего мироздания.

Одна из главных проблем одиноких женщин заключена в застойной безысходности их неиспользованных жизненных сил. Групповой разум, обращаясь к этим силам, предотвращает застой и пускает их в круговорот. Давно замечено, что всякое религиозное или благотворительное движение черпает немалую долю своей энергии от собирающихся в них одиноких женщин, которые находят в подобной деятельности выход своим нерастраченным жизненным силам. Эти женщины вливают в групповой разум ту энергию, которая — будь у них своя семья — была бы поглощена любовью и заботой о муже и детях.

Так вершится труд цивилизации, — групповая душа нации впитывает в себя энергию бесчисленного множества женщин. Для всех высокоразвитых цивилизаций характерна тенденция к рождению избыточного числа женщин, — более, чем того требуется для продолжения рода. Эти женщины появляются на свет с определенной целью, ибо без них не обойтись в тех групповых трудах, посредством которых приводятся к проявлению высшие фазы эволюции.

Зная этот факт и осознанно используя предоставляемые им возможности, одинокая женщина вполне может найти свое место в мире, отыскать выход своей нерастраченной энергии и самой влиться в великий поток психической жизни нации, представляющий собой мощный источник вдохновения и удовлетворения для тех, кто плывет с ним в едином русле.

Таким образом, групповой разум имеет два аспекта. С одной стороны, это вместилище силы, из которого лидеры группы черпают энергию для своей созидательной работы. С другой — это выход для невостребованной и нерастраченной энергии масс.

Знание этого факта является ценным вкладом в решение проблемы избытка женщин в роде человеческом.

 

Глава 15
ИДЕАЛЬНЫЙ БРАК
 

Идеальные браки встречаются очень редко, но каждый человек, вступая в брачный союз, надеется, что он принесет ему высшее земное счастье. Интуитивно он знает, что только в единении с другим существом противоположной полярности могут быть сполна реализованы все возможности человеческой эволюции, и в надежде достигнуть высочайшей ее ступени, доступной человеку, он вступает в жизнь, которая зиждется на взаимодействии с существом противоположного пола. Одним лишь этим шагом он ставит на карту все, но редко обретает в супружестве то, чего так страстно жаждет его душа.

Многие браки сохраняются лишь на основе взаимной терпимости; многие пары не расходятся лишь под давлением общественного мнения; иные связаны друг с другом не более тесными узами, чем взаимная выгода; хотя все они вступали в брак, ощущая ту высшую потребность в единении, которую может удовлетворить только супружеский союз.

Вот это и есть то, что лежит в основе брака — потребность либо в том, чтобы дать выход бьющей через край энергии жизни, либо в получении силы, которой недостает человеку по его природе. И только тот союз соответствует своим целям, в котором эти запросы находят удовлетворение, а каждый из партнеров ищет в другом не только источник исполнения своих собственных желаний, но и осознает свою потребность отдавать то, что сам он стремится отдать. Здесь должен быть взаимообмен, освобождающий каждого из партнеров от болезненной избыточности энергии и дающий другому то, чего тому недостает.

Если же такое всеобъемлющее взаимное дополнение не достигается, то стремление к единению сохранится либо в форме неутоленного и мучительного голода, либо в поисках удовлетворения оно будет направлено куда-нибудь в иную сторону — со всеми связанными с этим несчастьями и социальными потрясениями.

Отчуждение может быть частичным либо полным; человек может полностью отвернуться от своего партнера и искать внебрачной связи с другим — со всеми нелегкими последствиями. Либо он отвернется от супруга лишь какой-то частью своей натуры, ища на стороне лишь интеллектуальной близости или сочувствия и воздерживаясь от того акта физического единения, который общепринято считать половым актом.

Весьма, однако, поспешным было бы считать, что мужчина теряет свое мужское достоинство в отношениях с женщиной только потому, что подавляет свое физическое влечение и довольствуется лишь интеллектуальной близостью. Иисус сказал, что тот, кто посмотрел на женщину с вожделением, уже согрешил с ней в сердце своем; и те, кто проник в тайники человеческой натуры, знают, что сфера разума дает гораздо больше оснований для ревности, чем сфера плоти.

Жене нечем гордиться, если муж отдает должное лишь ее физическим достоинствам, которых не лишена ни одна миловидная женщина, тогда как затаенное стремление ее супруга к близости направляется куда-либо в сторону. В этом случае мужчину удерживает та женщина, которая является предметом его внебрачной любви, а не та, которая носит его имя и делит с ним ложе.

Однако наши законы и теология с их близорукой политикой не требуют ничего, кроме физической верности, полностью игнорируя зрительное вожделение, и воздвигают для нас гробы повапленные, преисполненные мерзости запустения.

Законы совокупления, как они понимаются эзотерической философией, подразумевают намного больше, чем простое физическое единение, различая у человека семь тел, а также пол, или полярность, на каждом из Семи Планов, соответствующую их конкретным условиям. Таким образом, эзотерическая философия учит, что пока все тела человека, достигшие своего оптимального развития, не обретут единения с близким существом, брачный союз его будет несовершенен, и, испытывая «сексуальный» голод, человек будет продолжать поиски партнера.

Однако люди развиваются неравномерно. В наше время у среднего человека только первые три тела способны к единению — его физическая оболочка, тело инстинктивное и тело эмоциональное. Иными словами, он способен на физическое совокупление, инстинктивное влечение и проявление нежных чувств к своему партнеру, имея весьма слабое представление об интеллектуальной близости.

Более развитому человеку присущ и этот идеал, если функционирует его ментальное тело, и он будет искать себе жену, у которой жизненные интересы близки его собственным. С другой стороны, более примитивный тип станет требовать от своей подруги всего лишь удовлетворения своих физических желаний, и, насытив свою страсть, останется к ней совершенно безразличным.

Таким образом, очевидно, что если мужчина, обладающий всеми тремя телами и способный к проявлению нежных чувств, женится на женщине, у которой функционируют лишь два тела и которая видит в супружестве лишь удовлетворение плотской страсти, то катастрофа неизбежна.

Если же мужчина, обладающий четырьмя функционирующими телами, женится на женщине, умеющей только любить и неспособной быть ему близкой подругой, то и ему беды не избежать. Женщина будет получать от мужа все, что ей необходимо, поскольку сама она функционирует в пределах возможностей трех Планов. Но ментальное тело ее мужа, оставшись без партнера, непременно устремится на его поиски и, возможно, найдет его в лице женщины с высоким интеллектом, способной функционировать в четвертой сфере, и тогда мы окажемся перед лицом одной из тех платонических связей, наличие которых каждый инстинктивно подозревает как нечто, достаточно похожее на измену, но которые никто не смеет осудить как нарушение общепринятой морали.

Нетрудно понять, что сколь бы лояльным ни был мужчина в своем поведении по отношению к жене, их союз на высшем Плане все равно будет отклонять поток жизни так, что приведет к короткому замыканию на Четвертом Плане. Вместо того, чтобы пройти через все тела этого мужчины, чтобы в конце концов вернуться к Божественному Началу через детородные органы в замыкающем цепь акте физического единения с женой, поток устремится к его интеллектуальной подруге в форме интеллектуальной силы. Его чувства к жене станут такими же пустыми, как пересохший овраг ниже закрытого шлюза, направившего воды реки по иному руслу.

Остается, правда, неясным, позволит ли нравственная чистота платонической любви удержать поток в предназначенном ему русле, или же напор вселенской жизни, ищущей своего выражения, вынесет их прочь из этого их платонизма. Если их нравственность не выдержит этого напора, то жизненные силы вырвутся на свободу и, следуя природным путем, промчатся через эмоциональную и пассионарную формы, пока, наконец, не достигнут формы физической. Тогда и только тогда речь наконец пойдет о «внебрачной связи».

А теперь возьмем высокоразвитого человека, который готовится к вступлению в брак, и определим идеальные условия для такого союза. Во-первых, ему следует помнить, что различные его тела достигают зрелости в разном возрасте. Физическое тело в достаточной степени развито уже при рождении; тело желаний начинает функционировать лишь с наступлением половой зрелости, которая, собственно, и является сигналом завершения формирования этого тела; нежные чувства развиваются в течение второго десятилетия жизни человека, а формирование конкретного ментального тела завершается на третьем десятке лет.

Некоторыми эзотерическими школами ведется строгий отсчет по семилетиям, но разные люди развиваются по разному, поэтому примерное разделение, приведенное нами выше, будет вполне уместным. Абстрактный разум развивается на четвертом десятке лет, духовная же природа достигает полного расцвета лишь к концу пятого.

Поэтому высокоразвитым людям не следует спешить с вступлением в брак до тех пор, пока, достигнув полной зрелости, они не поймут, в каком направлении продвигается их эволюция.

К сожалению, многие молодые люди, побуждаемые телом желаний, спешат заполучить постоянного партнера и вступают в брак с первой попавшейся особой противоположного пола, видя в этом единственное средство удовлетворения терзающих их желаний.

Иные торопыги ошибочно принимают эмоциональный подъем за подлинную гармонию единения, не выяснив до конца возможностей своей природы, которая может продолжать развиваться и после заключения брака.

Благо той супружеской паре, развитие которой происходит в дальнейшем равномерно и одновременно. В супружеской жизни их любовь будет становиться все глубже и богаче по мере того, как будут вступать в жизнь одно тело за другим и находить своего партнера в доме, который возвышается до самых небес.

Если же один из супругов достигает полного расцвета, тогда как другой все еще пребывает в процессе роста, то брак, столь счастливо начавшийся, закончится либо компромиссом, либо полной неудачей, поскольку более развитый партнер будет испытывать потребности, которых супруг не сможет ни понять, ни удовлетворить.

В идеальном браке одна и та же пара вступает в единение каждым своим высшим телом, по мере того как оно начинает функционировать, испытывая с каждым новым совокуплением все новые глубины любви. Физическое единение по взаимному влечению принесет гармонию и устойчивость их нервной системе. Любовь сольет желания и стремления в одно целое и свяжет личности воедино. Обретение общего запаса знаний сделает их близость еще теснее. Вера в одни и те же идеалы и принципы направит их жизни по единому руслу. Духовные цели и идеалы одного и того же порядка наполнят их союз.

И, наконец, их сознание возвысится до сферы чистого духа, и великая любовь, порожденная двумя душами, преодолеет все преграды, и союз их объемлет все мироздание. Когда же происходит нечто подобное, то, по мнению эзотерических философов, тем самым в эволюции задействуются величайшие стимулы, какие только может дать физическая сфера.

И эти двое, слившись воедино во всех сферах, «входят в свет, и уже не выходят оттуда» как обособленные индивидуумы, но становятся единым индивидуумом с двухсторонней природой, обладающим внутренней полнотой и самодостаточностью. Такие сущности переходят, однако, в более высокий порядок жизни, чем наш, и их невозможно распознать нашими органами чувств.

 

Глава 16
ЗАКОНЫ ЕДИНЕНИЯ НА КАЖДОМ ИЗ ПЛАНОВ

 

Единение партнеров на каждом из Планов зависит от реальной плотности субстанции данного Плана.

Так, на Физическом Плане это слияние обусловлено соединением детородных органов и извержением мужского семени в женское влагалище.

На Втором Плане принято считать совокупление состоявшимся, когда возгорается взаимное желание, и мужчина «смотрит на женщину, дабы восхотеть ея», а она испытывает подобную страсть по отношению к нему.

На Третьем Плане единение обусловлено эмоциональным родством душ, а на Четвертом — общностью в содержании сознания и интересов.

На Пятом Плане единение определяется интеллектуальной близостью, а на Шестом — общими духовными идеалами.

На Седьмом Плане Все суть Едино, и Единое есть Все, и невозможно единение более тесное, чем то, которое существовало еще на заре Первого Проявления.

Отличительная особенность столь сложного процесса единения заключается в том, что на одних Планах подобное соединяется с подобным, тогда как на других происходит взаимное притяжение противоположностей. В первом случае Монады взаимно усиливают, а во втором — дополняют друг друга.

На Первом Плане происходит взаимное притяжение противоположностей, влекомых несхожестью в строении тел.

На Втором Плане влечение зависит от взаимного возбуждения одинаковой страсти, и в этом случае подобное притягивается к подобному.

На Третьем Плане притяжение снова обусловлено различиями, ибо те, кто обладает великой силой любви, притягиваются к тем, кто в ней нуждается. В этом случае инстинкт защиты заставляет искать партнера, который ожидал бы от своего возлюбленного бережного внимания и нежности; те же, кто ждет от любви утешения и поддержки, ищут в супруге сочувствия и защиты.

На Плане Конкретного Разума взаимную симпатию предопределяет сходное содержание сознания. Так, те, кто проявляет интерес к одним и тем же предметам, находят много общего; тогда как на Плане Абстрактного Разума наилучшими партнерами становятся те, кто подходит к своим интеллектуальным проблемам разными путями, и здесь критичный склад ума сдерживает неуемный полет воображения, а дедуктивный метод мышления просветляет тех, кто мыслит по индуктивному типу.

На Шестом Плане единение обусловлено цветом луча, причем партнеры находят друг друга по признаку родства душ, и между теми, кто принадлежит к различным лучам, такой союз невозможен.

Нынешняя эзотерическая наука утверждает, что совокупление на каждом из Планов обусловлено фактической функцией тел, и считается, что единение между партнерами длится лишь до тех пор, пока сохраняется их актуальная полярность. С исчезновением гармонии полярности прекращается и само партнерство.

Следовательно, нельзя смешивать единение с супружеством, которое представляет собой юридический договор, действенность которого зависит от правовых норм, а не от его реального осуществления.

Брак представляет собой договор, заключаемый между мужчиной и женщиной с одной стороны и ребенком — с другой, и нам еще предстоит рассмотреть его в отдельной главе. Здесь же мы приводим эту концепцию брака, чтобы прояснить различие между браком и единением как оно понимается эзотеристами.

Совокупление на Физическом Плане длится лишь несколько мгновений полового акта и может состояться с любым представителем противоположного пола в рамках одного биологического вида.

На Втором Плане совокупление продолжается до тех пор, пока сохраняется желание — то есть только в течение брачного периода или, если речь идет о человеке — в том возрасте, когда проявляется активное половое влечение.

Тела Третьего Плана сохраняют единение до той поры, пока сохраняется взаимная привязанность.

Если вступает в единение тело Четвертого Плана, сознание которого сформировалось за время инкарнации, то подобное единение будет длиться в течение всей инкарнации, и ничто, кроме смерти, не сможет прервать его.

Когда же единение распространяется на Пятый План между людьми с родственными идеалами и принципами, то оно входит в область индивидуальности, которая живет в течение всей эволюции, и эта связь сохранится до самого конца данной эволюции, причем души дожидаются и отыскивают друг друга в каждой новой жизни, создавая ту удивительную связь, которая, сформировавшись однажды, сведет их воедино из разных концов света и преодолеет все преграды.

Когда же союз закрепляется на Духовном Плане, то пара фактически и материально становится единым целым и, «восходя к Свету, назад не возвращается».

Таким образом, очевидно, что эзотерическая концепция единения радикально отличается от общепринятой. Она гласит, что единение есть фактическая функция и прекращается лишь с прекращением этой функции. С другой стороны, если совокупление распространяется на Физический План, то всякий раз необходимо учитывать возможность появления потомства, а произвести на свет дитя, которому нет пристанища, значит причинить ему жестокое зло.

Церковь, во многих случаях возглавляемая людьми глубоко просвещенными, знала, что если совершается подлинное духовное единение, то такие узы неразрушимы и священны, и провозгласила этот идеал стандартом христианского брака.

Учения церкви вполне уместны, когда речь идет о соединении Индивидуальностей, и верно отражают его условия. Но что сказать о союзе, в котором задействованы лишь низшие уровни личности? Священным союзом его никак не назовешь, ибо это лишь удовлетворение физической потребности и инстинктивного влечения, а посему его следует рассматривать скорее с точки зрения гигиены, чем теологии.

Церковь, возглавляемая ныне людьми, гораздо более отдаленными от источников вдохновения, чем ее Отцы, не проводит различия между этими двумя видами союза, но применяет его высший идеал без разбора и дает священное благословение тем, чей союз не выше животного совокупления. Таким образом они требуют от бренной плоти того, что может дать лишь дух.

Будь церковь не столь щедрой в своих благословениях и не столь требовательной в своих принципах, особенно по отношению к тем, кто к ней не принадлежит, мы бы в значительной степени были избавлены от социальной неразберихи.

Никто лучше эзотеристов не знает неразрывной природы священного союза, однако, по их мнению, такой союз может состояться только между индивидуальностями, чья жизнь измеряется сроком всей эволюции. В этом отношении они заходят даже дальше служителей церкви, настаивая на том, что такой союз не может быть прерван даже смертью.

Точка зрения служителя церкви в данном случае лишена логики, ибо если два существа объединены священными узами и если эти же существа бессмертны, то их союз должен длиться в течение всего их бессмертия, а смерть плотской оболочки одного из партнеров никак не скажется на объединяющих их узах.

Истина, по мнению эзотеристов, заключается в том, что союз Индивидуальностей священен и нерушим, тогда как союз личностей любого уровня длится лишь столько, сколько продолжается его функция.

Однако тот факт, что от такого союза порождаются плотские оболочки, необходимые для реинкарнации душ, осложняет все дело, которое в противном случае было бы достаточно простым; права детей вступают в противоречие с правами родителей, и, с точки зрения выживания расы, являются первостепенными.

 

Глава 17
ЭЗОТЕРИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О «ДУШАХ-БЛИЗНЕЦАХ»

 

Всем исследователям человеческой природы хорошо известно, что некоторые люди как-бы «подчеркивают лучшее друг в друге», и что, оказавшись вместе, обе личности словно расцветают и обретают способность достичь больших высот развития, чем каждый из них мог бы достичь в одиночку. Вместе с тем они как бы насквозь пронизаны удивительной радостью и лучатся весельем.

Едва расставшись, они сникают и вянут, и как бы ни лечило время горечь разлуки, ни одна из этих душ в одиночку уже не возвысится до полного развития. Не будет, возможно, ни скорби, ни преисполненных жалости к себе раздумий о прошлом, как не будет и упорного отказа обратить интерес на новые объекты, но останется непреходящее ощущение жизни, прожитой ниже нормального уровня.

Такие люди могут даже вообразить, что они суть не две самостоятельных сущности, а половинки единого целого. Близкая симпатия и полная гармония между двумя такими душами приводят к тому, что любой оттенок настроения одного находит отражение в другом, так что горе одного повергнет в печаль обоих, и радость они поделят поровну.

Такие ситуации общеизвестны, и надежда на обретение чего-то подобного сокрыта в каждом сердце. Хотя немалый опыт свидетельствует о том, что вероятность этого крайне мала, но надежда всякий раз оживает вновь — настолько глубоко коренится она в наших инстинктах. Но хотя эта надежда греет душу каждого из нас, осуществление ее происходит редко, ибо полное единение с другим существом требует полного отречения от себя, а душ, способных на такую самоотверженность, немного.

В таком союзе должны объединиться две одинаково самоотверженных души. Недостаточно, чтобы один полностью отдавал, а другой только получал. Недостаточно даже того, чтобы каждый отдавал себя всего или всю. Каждый должен отдавать то, в чем нуждается другой, в противном случае жертва окажется напрасной, и в этом лежит ключ к разрешению многих проблем неразделенной любви.

Добрые дружеские отношения — вот то лучшее, на что могут рассчитывать большинство мужчин и женщин, когда гаснет пламя страсти, вошедшей в привычку, и увядает физическая красота. И хотя такие дружеские отношения — это одна из благороднейших и прекраснейших вещей на свете, они все равно не являются той сокровенной близостью, о которой мы говорим.

Это явление широко известно, и таких партнеров именуют «родными душами», «душами-близнецами» в том понимании, что такие узы выходят далеко за пределы того, что известно как «супружеская любовь», какой бы прекрасной и глубокой она ни была. Тесные и пожизненные узы супружеской любви, по сравнению с пламенем которой страсть любовников есть чуть ли не жалкая искра, построены на тысячах взаимных потребностей, ласк, воспоминаний и симпатий, проистекающих из взаимного общения. Этой иной любви неведом процесс роста, она рождается уже совершенно зрелой и превосходит собою все прочие связи, либо, если эти связи сохраняются, сокрушает душу.

Такая сильная связь, которая проявляется уже зрелой, не может восприниматься как новое рождение, она представляет собой скорее реинкарнацию страсти, развившейся в минувших жизнях. Сознательный разум пребывает относительно этого в неведении, но разум подсознательный все помнит и стремится к сближению со своей половинкой.

Проявление этой любви у существа физического крайне редко, хотя банальная страсть или внезапная эмоциональная симпатия легко преувеличиваются и принимаются изголодавшимися душами за нечто более возвышенное, чем действительность.

Индивиды, пребывающие на достаточно низкой стадии эволюции — а они наиболее подвержены внезапным и неуправляемым порывам страстей — слишком эгоцентричны, слишком связаны рамками собственных ограничений и аппетитов, чтобы быть способными на продолжительный и гармоничный союз с каким-либо иным человеком. В еще меньшей степени способны они осознать тот идеал полного самоотречения и служения, который заложен в концепции того, кто станет вторым «я» первого. Невелико их воздаяние в обмен на удовлетворение своих неуемных желаний, и тот, кто становится им на службу, вскоре изнемогает под бременем взятой на себя неблагодарной задачи.

Огромное большинство людей способно на приносящий полное удовлетворение совершенный и гармоничный союз с любым представителем своего типа, или, выражаясь языком эзотерической науки, с теми, кто пребывает в одном и том же луче.

Как отмечалось в предыдущей главе, духовное совокупление может состояться лишь между теми, кто пребывает в одном и том же цветовом луче, и когда бы мы ни встретили человека одного с нами луча, немедля возникает ощущение глубокой гармонии, поскольку линия эволюции и духовные качества остаются неизменными, будь эти качества развиты высоко или находись они в зачаточном состоянии. Именно на основополагающей гармонии может быть построен продолжительный и приносящий полное удовлетворение союз.

Бесполезно ожидать, что с дальнейшим развитием связь упрочится, если само такое развитие происходит в различных направлениях. Если мужчина посвятит свою жизнь военной карьере и достигнет в ней блестящих успехов, то вряд ли это сблизит его с женой, если та посвятит себя делу мира между народами.

Любой человек, достаточно развитый для того, чтобы постигнуть идеал и устремиться к нему, должен учитывать цвет лучей (посвященных тому или иному виду идеалов) при выборе партнера, хотя представители тех низших типов, мышление которых не выходит за рамки собственной выгоды, могут находить себе пару на основе взаимной страсти и физического влечения, получая при этом максимально возможное для такого союза удовлетворение.

Можно утверждать, что хотя эзотерическая наука и признает существование «родных душ», она не считает, что каждый случай внезапной и бурной страсти между индивидами является таким неразрывным союзом; она может быть лишь тем, что предполагает ее название, — страстью и ничем более, умирающей так же скоро, как она и возникла, и способной возгореться снова при появлении стимула в виде нового объекта.

Эзотерическая наука также не стала бы проповедовать, что встреча «родных душ», даже если предполагаемая связь и существовала между ними в действительности, может быть оправданием любому отказу от исполнения существующих обязательств. Несмотря на то, что наши законы о разводах, по-видимому, мало связаны как с явлениями человеческой жизни так и с космическими законами, нарушение оных чревато карами общества, а причинение страданий ни в чем не повинному человеку ни на шаг не продвинет по Пути Просветления.

Эзотеристы скорее утверждали бы, что одна жизнь есть не что иное, как одна ступень продвижения души в эволюции, и лучше нам пожертвовать одним кратким днем нашего бытия ради того, чтобы с честью исполнить свой долг, а будущие жизни были свободны от долгов прошлого и состоялось гармоничное обретение великой любви.


назаддальшек оглавлению

Hosted by uCoz